Первые конфликты детей и родителей. Что не так в общении между ними?

В практической деятельности семейного психолога нередки ситуации, когда родители отрицают какую-либо связь между появлением у ребенка конфликтности и психологическим микроклиматом в семье. Порой явное замешательство вызывает предложение специалиста проработать возможные психологические проблемы самих родителей. Между тем, конфликты детей и родителей помимо проблем в эмоциональной сфере, замедляют развитие когнитивных способностей малыша, что в свою очередь ухудшает коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, приводя в итоге к эмоциональным нарушениям.

Формируется, так называемый, порочный круг. Нам представляется, что правильное поведение и действия самих родителей наряду с вмешательством психолога приобретают большое значение в решении данной проблемы.

Что же следует понимать под правильными действиями и поведением родителей ребенка в первые семь лет его жизни? Чтобы более полно ответить на этот вопрос обратимся вначале к конкретным возрастным периодам развития ребенка и способам его взаимодействия со взрослыми.

До 1 года

В 2 месяца младенцы проявляют активность, в основе которой стремление привлечь внимание взрослого человека, чтобы начать с ним взаимодействие. Разумеется, данная активность служит потребностям развития, темп которого может оказаться замедленным при недостатке мотивации к общению со стороны родителей малютки.

Причины подобного поведения взрослых могут быть различны: перегруженность бытовыми проблемами, отсутствие необходимых знаний об основных психологических потребностях ребенка, а также наличие разной степени выраженности эмоциональных нарушений. Из последних наиболее распространены скрытые депрессивные состояния, имеющие длительный характер течения и стертую клиническую картину. Серьезное значение имеют и особенности характера родителей.

От 1 года до 3 лет. Первые серьезные конфликты детей и родителей

В этом возрасте малыш страстно желает сотрудничать с мамой и папой. И здесь родители сталкиваются с новой задачей, порой перерастающей в серьезную психологическую и педагогическую проблему. Данный возрастной период проявляется реакциями самостоятельности, расширением диапазона деятельности. Когда же чадо сталкивается с запретом того или иного действия, у него появляются аффективные вспышки. И это может стать еще одним фактором негативно влияющим на эмоциональное состояние родителей. Конфликты детей и родителей начинают наносить урон обеим сторонам.

Если родители не находят оптимальных способов взаимодействия с ребенком, их негативное эмоциональное состояние приобретает хронический характер. Живя в ситуации повышенного нервно-психического напряжения, молодые мамы и папы становятся подвержены развитию психосоматических заболеваний, что значительным образом способно повлиять на их педагогическую компетентность.

Более того, можно говорить о появлении еще одного патологического круга: аффективные вспышки ребенка→эмоциональное напряжение мам и пап→снижение способности родителей в полной мере удовлетворять потребности ребенка→появление у ребенка фрустрации, и как следствие ее резких колебаний настроения. Но всегда появление сильных эмоций является следствием развитием данного порочного круга? По мнению многих специалистов, сильные эмоциональные реакции у малышей зачастую связаны со стилем воспитания.

3-5 лет. Нужна помощь в постижении мира

В младшем и среднем дошкольном возрасте основной потребностью маленького человека является уважение со стороны взрослого его познавательной активности. В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир и порой просто-таки забрасывает взрослых различными вопросами о сути вещей и явлений. В целом для детей данного возрастного периода характерно ожидание похвалы, поощрения, а малейшее критическое замечание родителей вызывает у них бурю отрицательных эмоций.

Начиная постигать окружающий мир, маленький человек чувствует себя очень неуверенно без должных разъяснений и пояснений старших. Вот почему очень важно проявлять внимание к многочисленным вопросам «почемучки», поощрять его познавательную активность, терпеливо относится к временным неудачам, проявлениям обидчивости. Конфликты детей и родителей нужно стараться свести к минимуму.

Родители порой придают небольшое значение похвале, словам одобрения. И здесь мы должны упомянуть о необходимом уровне эмоциональной активности со стороны взрослых. Без должной эмоциональной наполненности невозможно эффективно коммуницировать с малышом в этом возрасте. Для людей неэмоциональных, проблема решается включением в соответствующую тренинговую деятельность.

4-6 лет. Мостик в свою взрослую жизнь

В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенку особенно нужно взаимопонимание и сопереживание. Если на предыдущем этапе развития функция родителей состояла в одобрении и помощи при познании окружающих предметов и явлений, то уже здесь сама личность взрослого, его социальные роли выходят на первый план и представляют наибольший интерес для ребенка. Дети активно интересуются всеми аспектами жизни своих родителей – профессиональными, бытовыми, личными. При правильном варианте развития представители старшего поколения становятся авторитетными фигурами, которым дети стремятся подражать.

Расспрашивая о жизни взрослых, дошкольник словно создает матрицу своей будущей жизни, и если он не получит информации в достаточном объеме и подходящей форме, его социальная компетентность может оказать под угрозой. На данном этапе при общении с отпрыском мамам и папам важно демонстрировать такое качество коммуникации, как конгруэнтность. Произнося те или иные факты, суждения, умозаключения необходимо сопровождать их соответствующей интонацией голоса, мимикой.

Бессмысленно говорить о серьезных вещах с отсутствующим выражением лица. В этом случае будет иметь место разрыв коммуникации с последующим развитием состояния фрустрации у малыша, что приводит к широкому кругу нарушений от психического инфантилизма до психосоматических заболеваний.

Успешно пройдя все перечисленные выше этапы развития общения со взрослыми, которые сформулировала психолог М.И. Лисина, дошкольник становится подготовленным к решению дальнейших серьезных задач.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.