Конфликтность детей 4-5 лет. Причины непримиримости

Причиной такой «искромётной» дружбы выступает закономерный в возрасте 4–5 лет детский эгоцентризм. Конфликтность детей этого возраста легко объяснима. Малыши ещё не умеют встать на позицию сверстника, взглянуть на проблему чужими глазами. В поле внимания – только персональные интересы, порывы, эмоции. Они слышат только своё мнение.

Причины детской непримиримости

Так, называемая «детская жестокость» — это всего лишь непонимание и недостаточное восприятие партнёра как равного, с полноценными чувствами и желаниями. Дошкольник 4–5 лет стремится к признанию. Он хочет, чтобы другие дети его признавали и отличали. Каждый хочет выделиться, и каждый не придаёт должного значения сверстнику. Поэтому столь часто возникают обиды, полыхают ссоры и драки.

Четырёхлетний ребёнок, в отличие от трёхлетнего, нуждается в партнёре по играм. Но если раньше малыши играли рядом, то теперь устанавливаются конкурентные отношения: кто первый встанет при построении на прогулку? Кто дальше всех забросит мяч? Кто быстрее всех добежит до дверей? Список оснований для первенства может быть нескончаемым.

Главное, для ребёнка — показать себя в глазах всех остальных самым быстрым, смелым, умным, ловким, находчивым, красивым и т. д. Самым первым. Всё это порождает многочисленные распри и пробуждает не самые светлые чувства и качества: зависть, своекорыстие, склонность к преувеличениям.

Чем чревата конфликтность детей

Опасность подобных явлений заключается в том, что ребёнок может попытаться привлечь к себе интерес сверстников какими-нибудь нежелательными или эпатажными выходками. Например, начать физически обижать других детей в детском саду. Чтобы такое поведение не закреплялось, необходимо вмешательство взрослого. В качестве профилактики взрослому необходимо чаще одобрять проявление доброжелательности детей в группе.

В те моменты, когда дошкольники мирно играют, нужно хвалить их, доброжелательно комментируя происходящее. Таким образом, взрослый может задать и поддерживать критерий желательного поведения, в соответствии с которым ребёнок сможет реализовывать адекватный поведенческий репертуар.

Однако наряду с оперативным реагированием на отрицательные проявления в поведении детей, ресурсом для профилактики и преодоления негатива во взаимоотношениях дошкольников являются совместные игры. Они могут быть подвижными, настольными, сюжетно-ролевыми. Групповые игры и коллективные дела позволяют детям прожить широкую гамму эмоций, выплеснуть накопившееся напряжение и ощутить опору и помощь сверстника.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.